Из протестов — в бизнес
Как предприниматель из Вельска Евгений Истомин помогает сельским жителям в сортировке отходов
Репортаж «7х7»
Евгений Истомин на площадке временного хранения отходов, которую он оборудовал на окраине города
«Мусорный барон»
Центр Вельска выглядит аккуратно. Между пятиэтажных панельных домов и торговых центров с аляповатыми вывесками много деревьев, в клумбах высажены красные и желтые цветы. На набережной реки Ваги — новые деревянные скамейки и красивые фонари. На дорогах совсем немного машин, водители пропускают пешеходов, даже если они переходят улицу в неположенном месте.

— Я рад, что учился водить здесь и здесь же сдал на права. Тут очень спокойное движение, да и разогнаться негде. — Предприниматель Евгений Истомин везет меня на своем старом грузовом фургоне по центру города.
Одна из улиц Вельска
К началу 1990-х в Вельске было около 30 тыс. жителей, работали ремонтно-механический завод и птицефабрика. Но после развала Советского Союза они закрылись. Работы не было, те, кто посмелее и попредприимчивее, в нулевых пошли в малый бизнес. Свое дело запустил и Истомин — открыл кафе.

Поначалу дела шли неплохо, но вскоре стало понятно, что работать в плюс в небольшом городе больше не получается. Тогда он устроился водителем. Работа несложная, но утомительная и однообразная. Евгений не оставлял мысли снова попробовать себя в бизнесе.

В 2018 году он узнал, что в других регионах люди неплохо зарабатывают, собирая отходы и отправляя их на переработку, и решил работать по их примеру. По его словам, сначала жители города и окрестностей неохотно сортировали, но все изменила ситуация на Шиесе.

Горожане начали выходить на пикеты, собирать подписи под требованием запретить строительство полигона, устраивать акции по приему вторсырья на главной площади. Так появилась группа активистов «Экобессрочка Вельск».

На одном из протестных мероприятий Истомин познакомился с активистами, а потом несколько раз ездил в полевой лагерь на Шиесе. Там окончательно убедился, что у его небольшой компании по сбору вторсырья есть будущее: активисты стали помогать ему собирать вторсырье у населения.

Сейчас у Евгения есть точки приема в 10 населенных пунктах. До какой-то деревни ему приходится ехать 20 километров, а до самой дальней — 200. Он объезжает их один-два раза в месяц: забирает накопленное, а взамен оставляет местным волонтерам пустые мешки.
Не один в поле воин
— Может, соседей позвать? Они больше расскажут. Я-то товарищ скромный, — Олег Николаев, плотно сбитый мужчина лет 50, отворачивается от камеры, просит его не фотографировать.

Мы стоим возле одного из двух самодельных ящиков из досок для сбора вторсырья в деревне Синеге в 20 км от Вельска. На ящике прикреплен листок с фразой «Только для пластика» и в подтверждение этих слов прибиты бутылки из-под пива, растительного масла, шампуня и машинного масла. Мужчина подбирает одну из пластиковых бутылок и кидает ее в контейнер.
Контейнер, который сколотил Олег Николаев
— Вот стоят наши контейнеры — и рядом полторашки валяются. Неужели сложно сюда кинуть? Люди это назло делают? — раздосадованно говорит он.

Года два назад Олег Николаев включился в движение против строительства полигона на станции Шиес. Сам он живет в Вельске, но часто приезжает в родительский дом в деревню — решил навести порядок в родном месте, сколотил ящики.

— Теть Надя, пару слов скажите журналисту, — Николаев зовет проходящую мимо соседку.
— Давно сортируете? — спрашиваю ее.
— А как Олег Николаевич поставил ящики, так и сортируем. Стало очень даже удобно. Где найдем бутылку — несем сюда. И сразу же улица стала чистой. У меня внук позавчера принес кусок пластмассы домой. Я думаю, может, сломал он где-то что-то. А он говорит: «Нет, бабушка. Этот кусок на улице валялся. Я поднял. Потом дяде Олегу снесем в ящик».
— Дядя Олег тут, наверное, местный авторитет?
— Нет, — реагирует на вопрос Николаев. — Два человека спасибо сказали — больше ничего и не надо.
— Зачем вам все это?
— Моя позиция — лишь бы только не на свалку.

Николаев чуть ли не в одиночку очистил ближайшие к деревне леса от стихийных свалок: люди годами, не задумываясь, выбрасывали мусор просто на землю. Чтобы носить с собой отходы и потом выкинуть их в бак, надо иметь другое мышление. К такому пришло всего несколько семей из 200 жителей Синеги.

Второй контейнер Николаев поставил примерно в 200 м от первого. Он заполнен доверху. Евгений Истомин помог приятелю достать мешок со вторсырьем. Полный мешок забрал — пустой снова вложил в ящик. В следующий раз приедет, когда Олег позвонит.
С планами на прибыль
Свое дело Истомин начал с того, что арендовал склад, купил самодельный гидравлический пресс, «подкрутил и доработал» его и через некоторое время отправил первую машину со вторсырьем на переработку. Несколько раз ездил в другие города, чтобы перенять опыт у других активистов и предпринимателей:

— Я общаюсь со сборщиками из Челябинска, Казани, Питера. Иногда звоню и спрашиваю: «Можно ли к вам приехать, спросить что-то?» После каждой поездки я новшества ввожу.

В конце июня 2021 года Истомин арендовал землю на окраине города, где оборудовал склад временного хранения вторсырья. Планирует построить ангар, отремонтировать дорогу к нему и запустить производство полимерпесчаной смеси — перерабатывать пластик и делать из него плитку, черепицу и бордюры.
На участке в больших мешках хранятся собранные для переработки отходы
— В первый год мы собрали 100 тонн отходов. Сейчас собираем уже 500 тонн. Наш оборот в 2020 году составил 10 миллионов рублей. Доход за год небольшой, около одного миллиона, почти все деньги я пускаю на развитие. Когда запустим производство, то прибыль может составить 20–30%. Полимерпесчаная смесь долговечная: даже если бордюр сломался, его можно перемолоть и снова из него что-то сделать, — говорит Истомин.
Избушка для вторички
Дорога от Вельска до поселка Судрома, который находится в 35 км от города, занимает около получаса. На въезде стоит деревянный сруб (примерно 5×10 м) с зеленым баннером «Пункт приема вторсырья». Нас встречает местный житель Александр Поликарпов, высокий, коротко стриженный мужчина с проседью в бороде. Он открывает дверь — внутри избушка заполнена огромными белыми мешками.

— Сейчас мы принимаем практически все: ПЭТ-бутылки, тетрапак, полиэтилен, стекло, макулатуру, гофрокартон, бумагу, канистры, бытовую технику, батарейки, упаковки из-под таблеток, — рассказывает Александр.
Александр Поликарпов показывает, что принесли жители Судромы за последние недели на переработку
Мужчина тоже ездил на Шиес. Говорит, во время своей службы в армии недалеко от Петербурга видел огромную стихийную свалку, над которой постоянно кружили чайки, и не хотел, чтобы такая же появилась в его родных местах.

Поликарпов познакомился с активистами «Экобессрочки Вельска» и предложил свою помощь в сортировке. Сначала обратился в поселковую администрацию, но там с поиском помещения не помогли. Тогда он договорился с владельцем старинного сруба, где раньше был склад магазина. Его он арендует за 500 руб. в месяц — примерно столько удается выручить от сдачи всего вторсырья в месяц. Никаких денег за свою работу Поликарпов не получает.

Склад мужчина открывает один раз в неделю, по средам. Но иногда местные жители оставляют мешки с отходами у двери.

С администрацией села, по словам Поликарпова, противоречий не возникало — только когда он попросил опубликовать в соцсетях объявление об открытии склада, чиновники отказали (якобы из-за того, что он поддержал протест на Шиесе). Через несколько месяцев в администрации пообещали провести к зданию электричество — видимо, оценили всю серьезность намерений активиста.

Не все жители Судромы, по признанию мужчины, сортируют мусор — только несколько десятков семей. В основном же люди кидают его в общие баки, которые установил региональный оператор «ЭкоИнтегратор».

— Туда выкинул — и голова не болит. Но ведь когда выкидываешь в бак — увеличиваешь полигоны. А если приносишь сюда… Все зависит от человека. — Александр считает, что всему причина — лень людей и нежелание организовать простую сортировку отходов дома.

К машине подходит владелица небольшого хозяйственного магазина Светлана Звездина. Компания Евгения Истомина вывозит у нее отходы по договору. В пункт сбора она сдает картон и полиэтилен. Больше, по словам девушки, отходов нет. Несмотря на это, компания «ЭкоИнтегратор» выставила ей счет за утилизацию отходов на 225 тыс. руб.
Светлана Звездина надеется, что спор с региональным оператором решится в ее пользу
— От них за полтора года ни одного квитка не было, у нас не составлен договор. Магазин у меня не продуктовый, а хозяйственный. Из отходов только полиэтилен и картон. Я не согласна с этой огромной выплатой и написала им ответное письмо. Пока ответа нет. Если потребуется, я буду судиться. — Светлана настроена решительно и радуется, что люди постепенно проникаются идеей раздельного сбора отходов несмотря на то, что за вывоз мусора платят региональному оператору большие деньги.

Все собранные мешки в машину не умещаются, Евгений Истомин обещает приехать через несколько дней.

Напоследок Александр Поликарпов предлагает пройти на берег реки Ваги на окраине села, где любят отдыхать местные. Здесь Александр регулярно проводит субботники, убирает брошенный мусор и пивные полторашки.
Фото 1 - пластиковый мусор, разбросанный на тропинке к реке Вага в поселке Судрома
Фото 2 - берег реки Ваги, притока Северной Двины
— Мы боремся-боремся, но все равно ситуацию с мусором у реки не удается переломить. В целом не ожидал, что люди резко начнут сортировать и побегут сдавать нам вторсырье. Этот процесс долгий. Мы в деревне все друг друга знаем. Одним говоришь, и они перестают мусорить и начинают сортировать. А кому-то объяснять бесполезно, — говорит Александр.
Джедаи на окраине
Микроавтобус Евгения Истомина подъезжает к большому ангару. Рядом стоит группа школьников. Молодые люди и девушки часто в летнее время подрабатывают на разгрузке и сортировке вторсырья на большом складе — втором крупном объекте в компании.

— А я джедайский меч нашла в мешке! — кричит Истомину школьница.
— Это здорово, — отвечает Евгений. — Как вы, обедать планируете сегодня?
— Вот как раз у нас перекус.
— Это хорошо. Сколько еще сможете собрать сегодня кубов макулатуры?
— Один закончим после обеда и, наверное, еще один.

Истомин выгружает собранное в Судроме вторсырье и идет чинить пресс. Там сломалась какая-то деталь, и техник пока с ней не разобрался. Школьники в это время возвращаются к работе: они плотно складывают и перевязывают бумагу так, чтобы в итоге получился кубический метр макулатуры.
Фото 1 - волонтеры разгружают микроавтобус после поездки в Судрому
Фото 2 - школьницы прессуют макулатуру на складе
На склад приехал активист «Экобессрочки Вельска» Дмитрий Деменчук. По его словам, когда началось противостояние на Шиесе, местные жители собрали небольшую инициативную группу. Первым делом они обратились в три вельские компании, которые занимались сбором отходов и отправкой их на переработку. Руководители двух предприятий честно признались, что объезжать поселки и деревни им невыгодно — проще договориться с местными магазинами и компаниями: объемы больше, а затрат меньше. На предложение откликнулся только Евгений Истомин.

— Хоть он и предприниматель и для него прибыль — это основной показатель, ему важна и социальная составляющая, прежде всего работа с населением и забота о месте, в котором он живет. Другие заготовители не хотят с населением работать, особенно без административной поддержки, — считает Деменчук.
Дмитрий Деменчук с первых дней участвовал в протесте против строительства полигона на Шиесе
Активисты стали объезжать населенные пункты и рассказывать про раздельный сбор. Практически на всех встречах присутствовал и Истомин, он обещал вывозить вторсырье. В 10 деревнях и поселках откликнулись добровольцы. Они нашли помещения для временного хранения отходов и установили контейнеры для разных фракций. Но, по словам Дмитрия Деменчука, убедить местных жителей сортировать мусор удалось не везде:

— Раньше ситуация была такой: раз в месяц деревню объезжал трактор с телегой, забирал отходы, отвозил на местную свалку. Местные жители за это почти не платили. Сейчас появился региональный оператор, который везде поставил свои контейнеры, за пользование которых все платят по 57 рублей в месяц. А раз человек уже платит за вывоз отходов, то зачем его сортировать? Те, кто соглашается сортировать, поначалу не знают, как это делать правильно. Ведь надо упаковку вымыть, сложить в разные мешки. В деревнях привыкли все сжигать в печи, даже пластик.

Когда борьба против полигона на Шиесе была в разгаре, активных участников «Экобессрочки» в Вельске было около трех десятков человек. После победы осталось пять-шесть.
Как сформировать привычку
Ближе к вечеру Евгений Истомин привозит меня в один из дворов в центре Вельска. Там стоят контейнеры для раздельного сбора отходов: один для макулатуры, другой для пластика. Такие появились около 14 домов.

— Первым делом мы связываемся с домкомом. Он спрашивает согласие на установку контейнеров у жильцов. На контейнерах есть наши контакты, и, когда они заполняются, жильцы звонят, мы приезжаем и забираем вторсырье. Это кажется, что с квартиры мало отходов, но когда в доме 100 квартир, это большой объем. Рядом с большим домом стоит 10 обычных баков. И все «уезжают» на свалку. А ведь из них можно восемь баков отправить на переработку.
— Жильцы легко соглашаются на это?
— Да. Для нас же главный вопрос — это сами контейнеры. Они дорогие. Поэтому мы делаем их сами. Это дешевле, чем привезти их откуда-то.
Контейнеры, которые в одном из дворов Вельска установила компания Истомина
В соседнем дворе Истомин показывает бывшую газовую будку. Раньше в небольших кирпичных строениях хранили газовые баллоны, а когда дома перевели на центральное газоснабжение, постройки оказались никому не нужными.

Сотрудники компании Евгения расчистили помещения, побелили стены, положили мешки для разных видов отходов и призвали жителей приносить вторсырье туда.

— Здесь никого нет. Двери постоянно открыты. Любой человек, который сознательно дома ведет раздельный сбор, приходит сюда и складывает отдельно стекло, бумагу, полиэтилен и другие фракции. Этого помещения хватает на месяц. И когда все забито, мы приезжаем, забираем и вешаем пустые мешки.

Когда Истомин вместе с коллегами вскрыл замок от третьей будки, оказалось, что там был чей-то склад. Через некоторое время его владелица нашлась и подала заявление в полицию. Евгений пояснил силовикам, что воровать никто не хотел. Отделался пояснениями.

В планах на завтра у Евгения — закончить ремонт пресса на складе, объехать еще пару поселков, провести переговоры о покупке подержанного 10-тонного погрузчика. Если его получится купить, то он сможет за раз объезжать сразу несколько населенных пунктов и экономить на бензине.

— Моя логика простая: надо просто создать для людей условия и поддерживать порядок. Тогда они быстрее научатся сортировать отходы, это станет для них привычной частью жизни.
Евгений Истомин, Олег Николаев, Александр Поликарпов и Дмитрий Деменчук стали героями первого выпуска третьего сезона подкаста «Куда смотрит Гринпис», который был подготовлен совместно с «7×7». Услышать их голоса можно, нажав на эту ссылку. Всего российский Гринпис планирует выпустить три эпизода подкаста при поддержке интернет-журнала «7×7». Второй эпизод будет посвящен тому, как быть экологичным, если ты живешь на севере. Подкасты выложены на всех популярных платформах.
Оставить комментарии к материалу вы можете здесь.